Блоги

 
От редактора автор: Точка зрения // 01.05.2017

В советско-российской государственной шкале ценностей культура от зада отделена лишь прогнозом погоды. Конечно, когда дело касается идеологии или пропаганды, именуемых в последнее время духовными скрепами, то та или иная из скреп, в принципе, может потратить часть осваиваемых средств на носителя народно-патриотической культуры и даже показать его по телевизору. Но в целом исполнение в тысяча какой-то раз Кобзоном песен из «17 мгновений весны» рейтинг культуры в глазах государства не поднимает, вкладом в мировую культуру не является и иных задач, окромя как поддержания при любой власти материального благополучия Кобзона, не решает.

В сознании же рядового обывателя место культуры и вовсе ничтожно. В отличие от прогноза погоды, от которого зависит, что гражданин наденет на свое тело, информация о том, что происходит в филармонии или драмтеатре, к жизни 99,6% населения не имеет ни малейшего отношения.

И это славно! Ибо если трудовые коллективы и водители маршруток начнут интересоваться тем, что происходит в стенах филармонии, то, отыграв 3-ю часть сонаты №2 Фредерика Шопена (именуемую населением «похоронным маршем») по музыке Шопена и прочих классиков, филармонистам придется поменять профессию или переметнуться в стан к трехаккордным исполнителям разновидностей «Мурки».

Но не будем о грустном. Тем более что практически всё, что финансируется государством или происходит в стенах государственных учреждений культуры, к культуре не имеет либо никакого отношения, либо крайне отдаленное, связанное в основном с хранением экспроприированных (по утверждению советской мифологии) у экспроприаторов ценностей или развлечением для вождей, когда Большой театр СССР является чем-то вроде личного кордебалета товарища Сталина и его последователей.

Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский и Чехов, как известно, не были членами Союза писателей. Начиная с Бунина и Набокова и далее – Солженицына, Галича, Тарковского, Бродского, Шемякина и т.д. государство вынудило уехать за границу. Гумилева и Бабеля расстреляло, Мандельштама сгноило в лагерях (тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало не погребенным, затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле). И т.д. и т.п.

Пабло Пикассо или Джон Леннон, в отличие от Кобзона и Бондарчуков, внесли глобальный вклад в мировую культуру, при этом не унижаясь, не заглядывая в глазки правителям. И именно поэтому наше государство всегда будет поддерживать Кобзона и Бондарчуков и прочих придворных или крепостных служащих государственных учреждений культуры. А культуру, как и раньше, будут создавать люди типа Платонова и Пастернака, Высоцкого и Окуджавы, Аксенова и Довлатова, Башлачева и Гребенщикова, Пелевина и Сорокина. И 9 октября в тысячах мест на планете Земля миллионы людей снова споют «Imagine».

Константин Саломатин
Главный редактор журнала «Точка зрения»

Поделиться:
 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий