Город

 
Столкновение мифов автор: Влад Белорусов

Предвыборная кампания – это время, когда одни очень хотят, чтобы им поверили, а другие не менее страстно желают поверить хоть кому-нибудь. На стыке этих взаимонаправленных векторов кандидатской и электоральной психики часто возникает особый жанр фантастической литературы: предвыборные программы претендентов на депутатские кресла.

Эти тексты, часто не лишенные налета художественности, изобилуют и пестрят всем, чего жаждет душа человеческая. Всеобщая справедливость и возмездие зарвавшимся чиновникам, скорейшее наступление круглогодичного коммунального рая, разбивка вишневого сада в каждом дворе, повышение зарплаты во много раз, искоренение хамства в общественных местах, круглосуточные бесплатные трамваи – о чем только не рассказывают потенциальные депутаты своим избирателям! Рай на земле конкретного избирательного округа начнется «сразу, как только вы за меня проголосуете».

И хотя весь предыдущий избирательный опыт (даже при отсутствии мозга) доказывает, что большинство из обещаний может быть исполнено в лучшем случае нашими потомками и уж точно не одним конкретным депутатом, принцип «обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад» продолжает работать, работать и работать.

Такой самообман гораздо более вреден для городской жизни, чем даже откровенная ложь кандидатов в депутаты. Последние могут рассказывать хоть о филе единорогов в городских супермаркетах – отсутствие данного продукта потом всегда можно будет объяснить плохой экологией. А вот люди, поверившие в заведомо невыполнимые обещания, совершают, тем не менее, очень и очень осязаемый поступок: опускают бюллетень в урну. А после – наступают разочарование в депутате и апатия к любой общественной деятельности. И это только на руку бойким на язык бывшим кандидатам, ведь чем меньше интереса у людей к происходящему в городе, тем сильнее развязываются руки... Поэтому для избирателя очень важно еще на этапе предвыборной кампании отличать правду от лжи, а для этого необходимо иметь представление о том, а что же на самом деле может сделать депутат Тверской городской думы.

Начнем с простого. По традиции, депутаты Тверской городской думы обладают некими «депутатскими деньгами» – определенной суммой в несколько десятков тысяч рублей, которые позволяют им раз в год или помочь школе вставить новые окна, или поставить детскую площадку, или «вложиться» в ремонт полов в детском саду. Пожалуй, это и есть самые реальные дела депутатов, которых так ждут от них жители, причем обычно эти деньги расходуются в рамках районных целевых программ. А вот вся остальная депутатская деятельность депутатов описана в Уставе города Твери и Регламенте Тверской городской думы.

И там точно нет ни строчки о молочных реках с кисельными берегами, а есть весьма детальное описание истинных депутатских полномочий. Обязанности эти могут показаться скучными, потому что на 90% состоят из разработки муниципальных нормативно-правовых актов. Работа это сложная, требующая усидчивости, внимания, терпения, широкого кругозора, приличного уровня образования, умения формулировать мысли и житейского опыта. И совершенно никакого отношения не имеющая к хоттабычевскому «трах-тибидох»: не исполняются по мановению руки даже самые благие намерения депутата.

Не исполняются хотя бы потому, что выполнение любого обещания, так или иначе, упирается в вопрос выделения средств из городского бюджета, который принимается депутатским корпусом Тверской думы. А денег в муниципальной казне, увы, всегда не хватает. При этом надо понимать, что любое решение принимается всем депутатским корпусом, а каждый депутат-одномандатник склонен защищать интересы своей территории, которые могут вступать в финансовые противоречия с интересами соседних районов, в том числе и его коллег по политической партии...

Итак, первая и самая главная обязанность депутата – разработка местных законов. Далеко не каждый из принимаемых Думой законов связан с выполнением индивидуальной депутатской предвыборной программы. Часто депутатам приходится работать над адаптацией федеральных и региональных законов к городской обстановке и, наоборот, часто приходится принимать решения непопулярные, но единственно возможные. Например, такие, как гашение долга перед газовиками... В итоге, денег на выполнение депутатских обещаний в бюджете просто не остается. И что делать депутату? Упорно работать в профильных комитетах, рабочих группах над подчас скучными, текущими, но необходимыми с процедурной точки зрения вопросами. Но ведь избирателям никто из кандидатов не обещает прилежно посещать все заседания рабочих органов Думы, внимательно читать документы, понимать их, предлагать неординарные решения проблем! А без этого невозможно осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов Твери.

Депутату недостаточно быть эмоциональным и красноречивым в своих выступлениях для того, чтобы чиновники ответственно выполняли свои обязанностей. Нужно чуть ли не дословно изучать все предлагаемые проекты решений, видеть все возможные бюрократические маневры, аргументированно, с применением фактов доказывать свою точку зрения. А на это, согласитесь, способны единицы. И таких людей видно, что называется, издалека: их размышления и высказывания и во время предвыборной кампании предельно ясны, предметны, скупы на яркие краски, зато всегда содержат апелляции к личной инициативе человека, избирателя, предложения по совместной работе и т.д.

По-настоящему думающий о своих избирателях депутат никогда не скажет: «Проголосуйте, а я всё сделаю за вас», но предложит: «В случае моего избрания мы будем вместе много и долго трудиться над решением наших общих проблем, я возьму на себя организацию ТОС на нашем округе и буду курировать его работу, помогу вам организовать ТСЖ, написать запрос в администрацию, поддержу вас и ваши инициативы на общественных слушаниях бюджета и буду отстаивать ваши требования во время его принятия».

Возможно, самым интригующим полномочием депутата Тверской городской думы является его участие в выборах главы города Твери и назначении главы городской администрации. Действующий устав города предполагает выборы депутатов как по одномандатным округам, так и по партийным спискам. И каждый из 33 депутатов может быть избран главой города. Мэрская избирательная кампания многим кандидатам в депутаты кружит голову, и их авансы для избирателей становятся щедрее, что характеризует часть кандидатов как людей безответственных.

И наконец, депутат ничего не может сделать в одиночку. И даже объединенным во фракции депутатам для выполнения своих замыслов неизбежно приходится вступать в коалиции, договариваться о взаимных уступках с другими депутатами, идти на компромиссы, отказываться от личных амбиций. Это качество называется умением работать в команде, а им обладают далеко не все народные избранники.

Ежи Лец писал, что, когда миф сталкивается с мифом, столкновение бывает весьма реальное.

Чтобы иметь представление о том, что может и чего не может делать депутат Тверской городской думы, не поленитесь заглянуть на сайт данного учреждения в раздел «Документы», ознакомление с которыми позволит вам легко понять, насколько предвыборная программа того или иного кандидата соотносится с полномочиями депутата, и, соответственно, отличить ответственного человека от безответственного карьериста!

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий