Город

 
Худшее – друг плохого автор: Влад Белорусов

Основной принцип законов Мерфи таков: если есть вероятность, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдет. Этот принцип полностью оправдал себя применительно к тверскому самоуправлению, хотя, конечно, далеко не все из участников процесса рассматривают случившееся как неприятность. Часть из них радостно потирает руки и видит в произошедшем новые открывшиеся возможности.

Тверь стала первым городом, в котором представительный орган муниципальной власти перестает существовать по решению суда. Сомнительная пальма первенства досталась столице Верхневолжья не просто так, а в результате действий КПРФ. Это, не стесняясь, утверждают сами лидеры регионального отделения коммунистов. 

 

В новой думе не один-два депутата обретут «золотые мандаты», а девять-десять. Именно столько депутатов потребуется консолидировать политическому ядру для избрания главы города, назначения руководителей думских комитетов и главы администрации.

 

Ситуация, сложившаяся в результате выборов октября 2008 года и марта 2009 года, продиктовала логику всех дальнейших событий, в которых вся активность депутатов была направлена не на решение «обывательских» вопросов: ЖКХ, дорог, благоустройства, - а на систематическую политическую борьбу между «единороссами» и коммунистами. Если представлять ситуацию в более схематичном виде, то можно сказать, что борьба развернулась между теми, кто был «за» власть, и теми, кто эту власть хотел бы получить всеми возможными способами.

Борьба за портфели в думских комитетах, протестное голосование по принципу «партия так велит» (даже во время принятия городского бюджета), бойкот ряда заседаний Думы, и, наконец, провал голосования за обязательные федеральные поправки к уставу - вот нехитрый «парламентский» инструментарий депутатов от КПРФ. Образ последовательных борцов стал очень привлекательным в плане пиара. В то же время количество конструктивных предложений от КПРФ, направленных на улучшение и развитие городской жизни, не превысило числа пальцев на одной руке.

Депутатская активность политических оппонентов коммунистов - «единороссов» - позволяла лишь держать на плаву городскую экономику, но никак не развивать ее. Реализовать муниципальный проект городского развития, опирающийся на новую модель управления городом (на которую и делали ставку единороссы), не получилось. Отчасти это связано с тем, что значительные ресурсы тратились на преодоление «нормотворческого сопротивления» депутатов-коммунистов. Тем не менее нужно признать, что «единороссы» не рассчитали свои силы, и депутатский корпус, изначально обладающий высоким потенциалом эффективного решения городских проблем и обеспечения контрольных функций в отношении исполнительных органов города, не смог выработать понятный и действенный план стратегического развития муниципалитета и осуществить его.

Именно несоответствие принципов деятельности сегодняшних депутатов социальным запросам жителей лежит в основе оценок тверитянами нынешней Городской думы. Социологические опросы, проводившиеся в нашем городе, дают основания полагать, что экономическое самочувствие наших горожан весьма благополучно. Однако личный экономический комфорт, в частности, наличие автомобиля, сталкивается с неспособностью власти обеспечить комфортное использование автотранспорта: проблемы дорожной инфраструктуры, качество асфальта становятся источником нервозности, приводящей к недовольству политической системой. И такие примеры, связанные с представлением наших граждан о составляющих качества жизни, можно продолжить.

Очевидно, что эти представления всё более определяют характер и объем социальных запросов, которые обязана выполнить власть. Это и есть цена контракта избирателя и депутатского корпуса Тверской Городской думы в целом, вне зависимости от партийной принадлежности депутатов. Принципы же формирования нынешней Думы (пропорциональная партийная система) не только уводили депутатов в сторону от выполнения этого контракта, но и дополнительно размывали ответственность конкретного депутата перед его избирателями. Пока еще действующая Дума стала весьма подходящей площадкой для популистских жестов и политического пиара. В результате хозяйственные вопросы оказались запущены, а депутаты - втянуты в политические дебаты.

Предстоящий роспуск Думы, по-видимому, будет иметь ряд важных последствий. Главным из них является повышение уровня ответственности за ситуацию региональных властей. Раньше региональные власти оказывали влияние на городскую жизнь за счет непубличных переговоров с представителями городских элит, которые зачастую шли в обход Думы и приводили к конфликтам по оси город - область. Теперь же совместная работа вновь избранного городского парламента и руководителей области является, по сути, единственным способом безболезненного преодоления политического кризиса.

Еще одним важным элеменом новых выборов в Городскую думу станет появление на политическом поле новых игроков. Возможность выдвижения депутатов в одномандатных округах, создание новых политических партий и их участие в избирательной кампании открывает двери для реализации политических амбиций самому широкому кругу жителей Твери. Участниками избирательной гонки, вероятно, станут и неявные игроки - влиятельные экономические, социальные и политические группы.

Ни для кого не является секретом, что при проведении плановых избирательных кампаний, как правило, составляются «списки» мэров, губернаторов и т.п., проходящие сложные процедуры взаимных согласований. Однако скоротечные кампании не позволяют проводить длительные переговорные процессы, и депутаты, решившие избираться «дикарями» (по аналогии с термином, обозначающим неорганизованных туристов), могут спровоцировать настоящий «депутатбум», когда на каждом из 16 округов будут участвовать несколько равнозначных кандидатов. Борьба этих кандидатов за депутатский мандат станет очень напряженной. И не исключено, что из-за значительного перерыва в избрании депутатов по одномандатным округам и отрицательной «кредитной истории» Тверской городской думы победят не самые достойные. Сработает механизм «ухудшающего отбора». Конкуренция программ развития городской среды с высокой вероятностью будет подменена гонкой за голосами, которых для победы на округе потребуется не очень много - от 1000 до 2000 голосов за мандат.

Однако политическая ценность удостоверения депутата-одномандатника в новой Думе вырастет. В новом корпусе ТГД не один-два депутата обретут «золотые мандаты» (ключевые для принятия решений), а девять-десять. Именно столько депутатов потребуется консолидировать политическому ядру для избрания главы города, назначения руководителей думских комитетов, назначения главы администрации. Кстати, никуда не исчезнет из повестки дня будущей Думы и внесение федеральных поправок, по-прежнему остающихся очень важным предметом политической игры и возможного шантажа, примеры которого нам уже продемонстрированы.

Способность людей, прошедших горнило избирательной кампании, к позитивной консолидации во многом станет ослаблена именно жесткой индивидуальной конкурентной борьбой. Очевидно, что каждый из одномандатников попытается «выжать» максимальное количество бонусов за голосование по выщеизложенным вопросам. Остается только надеяться на ответственную и конструктивную позицию вновь избранных городских парламентариев. Без нее вся затея с перевыборами Думы и финансовые затраты на выборы становятся бессмысленными и даже опасными в плане возможного дополнительного ухудшения ситуации.

Самым важным по-прежнему остается вопрос о том, что предложит избирателям новый депутатский корпус и не станут ли для горожан долгожданные результаты выборов еще большим разочарованием. Консолидация политических игроков за пределами ЕР на протяжении последних выборов в Законодательную собрание, да и Государственную Думу, основывалась на совместной критике «Единой России» и действующей власти.

Собственно, ни КПРФ, ни СР, ни ЛДПР не предложили ни одного вменяемого политического проекта - ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях; тем не менее, в результате их совместных усилий примерно 70 процентов голосовавших избирателей сейчас демонстрируют протестные настроения и устойчивую негативную консолидацию. Очевидно, что объединение по принципу «против» имеет весьма шаткое основание. Но мемы типа «партии жуликов и воров» надоедают, а дефицит идей и практических действий вскоре обязательно вызовет обратную электоральную реакцию.

В этих условиях «Единая Россия» будет вынуждена проводить энергичную и масштабную перегруппировку сил. Свою способность к этому она продемонстрировала, возвратив смешанную систему голосования за депутатов, что абсолютно совпадало и с пожеланиями избирателей. Любопытно, что главными политическими силами, выступающими против смешанной системы, были как раз КПРФ, СР и ЛДПР. Причина во всех случаях одна, и она очевидна - короткая «скамейка запасных» кандидатов данных партий.

Необходимо понимать, что интересы избирателей требуют дальнейшего развития избирательной системы, а именно - деления партийных списков по избирательным округам города. Ведь политические партии должны нести ответственность за развитие конкретной территории, а не прятаться «под одеялом» электоральной карты всего муниципалитета. Ответственность партий за каждый метр городской земли обеспечит серьезную партийную конкуренцию и в итоге продемонстрирует горожанам реальную дееспособность партий.

В этой ситуации главные надежды горожан могут оправдать депутаты-самовыдвиженцы. Их кандидатский путь через сбор подписей и взятие на себя личных обязательств перед избирателями кажется более предпочтительным. Конечно, это не исключает их возможной партийной принадлежности. Да и участие этих кандидатов в партийных конфигурациях внутри вновь сформированной Думы вполне допустимо.

Тем не менее личный «электоральный контракт» кандида в депутаты с избирателем будет более надежной гарантией качественной работы будующего лепутата. При этом появляется возможность оформления избирательных округов в крупные территории общественного самоуправления. Т.е. депутат по факту становится лидером такого ТОС, ответственным за территорию, комфортные условия проживания на ней людей, закладывая тем самым основы своего успешного (или не успешного) политического будущего.

Такая модель городского самоуправления выглядит довольно перспективной: крупные ТОСы формируют новую городскую среду, их лидеры-депутаты естественным образом, через участие в работе ТГД, обеспечивают интересы этих ТОСов, их финансовую и организационную поддержку, а исполнительные органы власти занимаются едиными для всех территорий общемуниципальными вопросами.

Перед новыми народными избранниками Тверской городской думы встанет вопрос о назначении сити-менеджера. Грамотные и честные специалисты в городском хозяйстве в остром дефиците, тем не менее поиск таких людей нужно начинать уже сегодня. Не просто ждать появления претендентов на объявленную вакансию, а вести поиск потенциального главы администрации в ходе избирательной кампании и одновременно формулировать программы и проекты для органов исполнительной власти.

С большой долей уверенности можно утверждать, что с 2013 года в России федеральный закон обяжет проводить прямые выборы глав муниципалитетов. Кем будет это должностное лицо - руководителем администрации или председателем городской думы, - покажет время. Пока же местные тверские условия таковы, что будущий лидер муниципалитета избрается из состава депутатского корпуса. Но для города было бы полезно, если бы политические или социальные группы, претендующие на симпатии тверитян, уже в ходе избирательной кампании предъявили публике своих кандидатов на ключевые должности в городском самоуправлении. Было бы также интересно создание проигравшей стороной «теневого правительства», чтобы жители могли сравнить качество предлагаемых управленческих решений (современные информационные технологии позволяют сделать это без особого труда).

Мы ждем перемен, которые улучшат нашу жизнь. Нам нужны чистые улицы, стабильная работа общественного транспорта, трубопроводы и крыши без дыр, адекватное соотношение размеров платежей и качества предоставляемых нам за наши деньги услуг.

Времена, когда мы жили ожиданием того, что хороший начальник или хороший депутат решит наши проблемы, должны уйти в прошлое. Надо отказаться от вредной иллюзии, что, проголосовав на прямых выборах за главу города или по одномандатным округам за депутатов, мы можем сложить руки и ждать чуда.

Закон Мерфи гласит: «Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему». Социальное иждивенчество и инфантилизм - главные наши враги. Пора проснуться.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий