Ситуация

 
Так жить нельзя автор: Харминдер Чхатвал

«Не утверждай, что ты не продаёшься, если тебя ещё не пытались подкупить…»

Цицерон.

13 марта 2012 года Дмитрий Медведев подписал очередной двухлетний «Национальный план противодействия коррупции». Эстафетная палочка следующему Президенту передана. Кто знает, сколько ещё этапов будет в этом забеге, и увидим ли мы когда-нибудь финиш? 

 

В большинстве случаев чиновники берут взятку не за то, чтобы нарушить закон, а чтобы просто выполнить свою работу. Тем не менее, граждане сознательно отдают свои деньги, потому что знают, что получить положенную им по закону услугу можно только так, и никак иначе.

 

Сегодня власти подавляющего большинства стран мира уже не в состоянии полностью контролировать содержание информационных потоков внутри своих государств. Конечно, большую часть потребляемой обывателями «каши» все еще составляют «правильно обработанные» и «тщательно отобранные» новостные блоки и аналитические обзоры. Государственные СМИ и псевдо-свободная пресса стараются сохранить монополию на владение умами людей, но мешать свободному обмену информацией в век цифровых технологий с каждым днем становится труднее.  

Раньше для идеологической борьбы с режимом диссиденты были вынуждены заниматься самиздатом и кустарной полиграфией, рискуя появляться на полуподпольных сходках и собраниях. Теперь, чтобы молниеносно организовать дискуссию сотен тысяч человек, по какому угодно поводу, нужно просто разместить нужную информацию в интернете, причем, совершенно легально и не таясь.

Понятно, что далеко не всё жители России активно пользуются «всемирной паутиной». Многим хватает программы «Время», другим - вообще всё равно, кто куда поехал, с кем встретился и какие новые судьбоносные указы подписал. По-видимому, этих людей либо всё устраивает, либо они совсем не верят в то, что от их мнения хоть что-нибудь зависит. Именно эта инертная, удивительно наивная и доверчивая часть населения во все времена служила опорой любого режима: граждане, которые десятилетиями могут жить в «эпохе застоя», по указке сверху еще столько же «перестраиваться», чтобы потом вдруг приняться за создание «управляемой демократии» (не переставая вяло ругать власть, дороги и своего прямого начальника)...

С другой стороны, в России становится всё больше хорошо или «достаточно для нормальной жизни» зарабатывающих людей: для них уже не актуальна проблема «на что прожить следующий день», есть свободное время и силы, чтобы интересоваться политикой и самостоятельно анализировать происходящее. Они «ходят в интернет», предпочитают свободную прессу и TV, думают и начинают задавать неудобные вопросы, которые власть уже не может игнорировать...

Контроль доступа к информации утерян. Чтобы не утратить значительную часть аудитории в этих новых условиях, государственное телевидение вынуждено демонстрировать потребителям свою смелость в разоблачениях и расследованиях, делая упор на одну из самых модных в последнее время тем - борьбу с коррупцией. Это явный реверанс в сторону «среднего класса», который, решая свои повседневные проблемы в бизнесе (или продвигаясь по карьерной лестнице на госслужбе), чаще прочих вынужден контактировать с государственной машиной, попадая в поле зрения налоговой, лицензирующих и сертифицирующих организаций, бессчетного числа самых разных инспекций и т.д. И молодёжи, которая, уже успев столкнуться с  коррупционерами в военкоматах, приемных комиссиях и деканатах, изо дня в день наблюдает унижение родителей, и не приемлет такой перспективы для себя.

По оценкам независимых экспертов, Россия входит в число наиболее коррумпированных государств мира (146 место из 178 по итогам 2011 г.) - объем коррупции у нас сопоставим с федеральным бюджетом.

Мы хотим жить «как в Европе», но всем и каждому известны расценки на определённые услуги: сколько стоит вернуть права, закрыть уголовное дело или получить меньший срок, какую сумму сунуть за поступление в вуз и почем операция в больнице, место в детсаду, «закос» от армии. Госуслуги продаются по классическим законам рынка: создается искусственный дефицит, стремительно растет спрос, и начинается «сенокос»... 

Коррупционные ручейки и потоки устремляются не только «снизу вверх» - деньги многократно переходят из рук в руки внутри самой государственной машины. Так, грозный чиновник, вечером получивший конверт с ценным вложением, на утро удивительным образом преображается в униженного просителя, при помощи того самого, вчерашнего, конверта, в соседнем кабинете решающего некую собственную проблему. И поди, разберись, кто однозначно «дающий», а кто - исключительно «берущий», если целое общество давно привыкло и приспособилось жить в этой системе!

Лидером по взяточничеству у нас является Высшая школа, изымающая деньги у населения за поступление в вуз, сдачу зачетов и экзаменов, дипломы. Вторую ступеньку «пьедестала почета» традиционно обеспечивает себе ГИБДД. Замыкают тройку - военкоматы в период призыва. Следом - детские сады и рынок труда.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, получившего от государства возможность распоряжаться некими (не принадлежащими ему) ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В большинстве случаев чиновники берут взятку не за то, чтобы нарушить закон, а чтобы просто выполнить свою работу. Тем не менее, граждане сознательно отдают свои деньги, потому что знают, что получить положенную им по закону услугу можно только так, и никак иначе (75% от всех случаев фактов коррупционного вымогательства). В бизнесе же коррупция возникает, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает предпринимателя поделиться своими доходами с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. Провоцирующим фактором является отсутствие удобных процедур реализации бизнесменом своих обязательств, а также неадекватность штрафов, способствующая уклонению от их уплаты при помощи взяток.

По моему мнению, главная беда в том, что коррупционная составляющая заложена в большинстве действующих российских законов, поскольку лазейки неизбежно появляются там, где предусмотрена «вилка» наказаний и штрафов (административных и уголовных). Будь то судья, гаишник или пожарный инспектор - всякое решение о тяжести правонарушения или преступления, и главное, наказание за него, принимается единолично. В отдельных случаях, конечно, предусмотрен и коллективный разум (например, в виде административных комиссий или совещания судей). Но, в любом случаи, речь идет о живых людях, и значит, лишний рубль в чьем-то кармане всегда может снизить сумму, которую требуется уплатить в бюджет! Иными словами, чем сложнее и противоречивее статьи административного, налогового и прочих кодексов, тем большую власть имеет чиновник, следователь или инспектор. И тем дороже его «правильное» решение.

Чем отличается Россия от самых благополучных в коррупционном смысле стран - Швеции, Финляндии. Сингапура и других? Неужели там живут какие-то другие люди, обладающие иным мышлением и моралью? Или все-таки дело в чем-то другом? Почему так кардинально меняются люди, прожившие несколько лет в Америке? Да просто в этих государствах очень четко прописаны (и понятны населению!) законы и правила общежития! Но почему-то нам не приходит в голову взять этот опыт на вооружение...

Приведу простой пример.

Российским законодательством закреплены четкие сроки, в которые гражданин имеет право получить ответ на любой запрос, поданный им в госучреждение. Закон исполняется так: не позже положенного, вы получаете от чиновника письмо... в котором написано, что ваш запрос поступил такого-то числа, и был передан на рассмотрение в такое-то место, откуда вам теперь и следует ждать ответа (где происходит то же самое, и так - до бесконечности)... Комедия абсурда! Но чтобы исправить эту ситуацию, достаточно лишь сделать поправку в тексте закона, прописав, что в такой-то срок после обращения гражданин имеет право получить конкретное решение по своей проблеме (или однозначный отказ, с четким обоснованием). И волокита тут же прекратится!

Чтобы победить коррупцию в госучреждениях, нужно сделать так, чтобы обращающийся вообще не контактировал с тем, кто принимает решение по его вопросу. Если документооборот между гражданином и учреждением происходит по принципу «одного окна», давать взятку становится попросту некому!

Другая сторона медали - необходимость максимального упрощения самого невероятно раздутого документооборота.

По официальным каналам заграничный паспорт в России делается в течение 1 месяца. Но на каждом углу есть фирмы, которые в состоянии решить эту проблему за 3 дня - об этом не знает разве что полиция! Очевидно, что любой работающий человек, не имеющий массы свободного времени, чтобы толкаться в очередях и носиться по городу, собирая бесчисленное количество справок, решает проблему при помощи посредника, который, как все мы понимаем, попросту «заносит» некие суммы официальным лицам, ответственным за выдачу загранпаспортов... Примерно то же происходит, когда гражданину нужно заменить водительское удостоверение, поставить штамп о прописке и т.д...

Не следует путать бытовую коррупцию с грязными тендерами, махинациями с госзакупками и так называемыми «откатами»: если во всех этих случая правоохранителям следует искать и наказывать конкретных людей, нарушивших закон, то в описанных мною ситуациях, в первую очередь, следует задумываться об изъянах системы, вынуждающей людей искать обходные пути и маневры!

Решая ту или иную личную проблему за взятку, гражданин, как правило, очень рад возможности уменьшить размер штрафа, закрыть дело и избежать наказания, устроить ребенка в детский сад и т.д. Полученная им выгода явно дороже потраченных денег, которых в этой ситуации уже не жаль. Но, разобравшись со своей проблемой, большинство из нас охотно рассуждает о вреде коррупции и искренне возмущается положением дел в стране: дороги, тарифы, полицейский беспредел, вымогательство врачей и преподавателей - о, ужас, кругом взяточники! Что же тут удивительного? Просто каждую секунду кто-то другой (так же, как и вы) решает свои личные проблемы! К сожалению, сегодня это соображение никем не принимается в расчет, и значит, коррупция пустила корни столь глубоко, что все применяемые методы борьбы оказываются неэффективными. По-видимому, бороться нужно почти со всеми гражданами страны - вопрос лишь в том, кто готов этим заняться...   

В начале весны Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил о том, что антикоррупционная работа правоохранительных органов «в некоторых регионах практически провалена». В числе «особо отличившихся» была названа и Тверская область: за весь 2011 год у нас сумели выявить только 22 факта получения взяток. «Всем хорошо известен алгоритм действий правоохранительных органов по таким делам. Сначала задержание на грани провокации за мизерную взятку, затем - «особый порядок» и, в итоге, либеральный приговор. Это явная подмена реального противодействия взяточничеству формированием статистических показателей», - обвинил силовиков генпрокурор. Однако, подводя свои итоги, УМВД России по Тверской области предлагает нам свежий взгляд на проблему, объясняя снижение количества выявленных фактов взяточничества на 62%...  активной профилактической работой. С такими темпами через год другой можно ожидать окончательной победы над коррупцией в отдельно взятом регионе!

Процитирую профессионала в этой сфере, президента Клуба московских криминологов, профессора С.Лебедева:

«Нет более лукавой темы, нежели тема коррупции. Потому что вся борьба с так называемой коррупцией и есть главный источник коррупции. Коррупция - это стержневая основа российской экономики! Бороться с коррупцией совершенно невозможно, потому что вся система государственной власти вокруг этого явления строится. Борьба с коррупцией срезает верхний слой того, что и так всем известно, не затрагивая корневую систему. Государственной воли и не может быть, потому что эта воля направлена в другое русло. Если государственный разум сочтёт возможным воспринять то, что говорят учёные - что главным источником коррупции является чиновничий произвол - если отодвинуть чиновника от решения проблем, снизить административную составляющую процесса принятия решений, тогда и борьба с коррупцией будет не нужна».

Главный парадокс заключается в том, что борьба с коррупцией в управленческих структурах в России возлагается... на эти самые управленческие структуры! У нас нет ни одного независимого органа, которой мог бы осуществлять экспертную оценку и контроль коррупционной деятельности «со стороны». Не принимая во внимание очевидных фактов (к примеру, печальный опыт Китая, где за взяточничество наказывают расстрелом, а уровень коррупции всё равно растет), можно до бесконечности рассуждать о «необходимости ужесточения наказания» и т.д. Но без по-настоящему независимых СМИ, которые могли бы свободно говорить о коррупции на любом уровне и в любой структуре, равно как и без серьезных изменений самой политической системы в сторону ее открытости, нам не удастся справиться с этой бедой.

Все последние громкие коррупционные скандалы и расследования в СМИ имеют явные признаки «заказа», за которым, по-видимому, скрывается банальный передел сфер влияния и борьба между политическими и финансовыми группировками. Остальную статистику добирают за счёт копеечных взяток мелких чиновников и силовиков. Команда раскрыть всю цепочку в конкретном учреждении или госструктуре до самой вершины айсберга поступает крайне редко. А подозреваемые не говорят лишнего, видимо, рассчитывая окупить своё молчание скорым возвращением под крыло прежнего, удачно «прикрытого» ими начальника.

Чем крупнее взятка, тем больше вероятности получить за нее условный срок или просто штраф. Закрепить эту странную традицию поможет проект «Закона о коррупции», внесённый Президентом РФ, в котором предлагается заменить тюремные сроки по соответствующим статьям на штрафы. Полагаю, что главным наказанием для коррупционеров должны быть не штрафы, а пожизненное лишение права заниматься определённой деятельностью. Правда, тогда через несколько лет на службу в ГАИ придётся набирать трудовых мигрантов, поскольку свои граждане у государства к этому моменту уже закончатся...

Россиянам пора перестать обманываться и признать, что бороться в первую очередь нужно со взяточником в самом себе. Рано или поздно, каждому придется отвечать на трудные вопросы: «а готов ли я сам больше не участвовать в этом процессе? принципиально не брать и не давать - ни по-крупному, ни по мелочам? до последней запятой исполнять закон, оставив в стороне личные интересы?».

Думаю, к такой войне с самим собой общество сегодня не готово: большинство из нас еще не решило, чью сторону следует принять, и не перестало заниматься демагогией. Наверное, в свободной от коррупции стране когда-нибудь будут счастливы наши дети и внуки. Но лично мне хотелось бы успеть пожить в таком государстве самому.  

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК