Слуга народа

 
О бедном чиновнике замолвите слово автор: Харминдер Чхатвал
В любые времена (дореволюционные, советские или те, о которых пишут в учебниках новой истории, – без разницы!) людям требуется общий враг, «козел отпущения». В современной России эта незавидная роль отведена Чиновнику.
 
На госслужбе, как в бизнесе, всё зависит исключительно от первого лица (владельца). Если такая ситуация всех устраивает, остается только признаться, что все мы – сотрудники частной компании под названием «Российская Федерация»…
 

Помните, как возмутился президент Медведев, когда услышал от маленького мальчика, что тот мечтает стать вовсе не космонавтом, а государственным служащим? И как после этого все «телеперсонажи» наперебой стали рассуждать, отчего это поприще вдруг стало таким престижным?

Очевидно, что население сильно раздражает, когда те, кто «у руля», пользуются безграничными преференциями и получают лучшее. Но никто не замечает, что именно их «сливают» первыми, как только что-то начинает идти не так. Я не готов защищать просиживающих штаны в кабинетах бесчисленных «комитетов» и «департаментов», но предлагаю читателю задуматься об их судьбе.

Начну с очевидного: чиновник чиновнику рознь.

Большинство представителей этого вида сограждан – рядовые клерки, привыкшие честно и добросовестно отрабатывать положенное в сутки. Их зона ответственности слишком узка, чтобы иметь возможности для воровства, взяточничества и участия в коррупционных схемах. «Шеф» приказал, подчиненный – выполнил. Минимум самостоятельности, бесконечный документооборот, рутина... Все эти люди обижаются и искренне не понимают, что имеет в виду общество, когда вешает на их профессию негативный ярлык. Но самое интересное заключается в том, что это именно те, чьи головы летят первыми при любых переменах! Ведь существует тренд: в новой России каждый руководитель приходит к власти со своей «командой». Вот и выходит, что у этого мелкого, порядочного чиновника нет никакой карьерной перспективы и гарантий! Изо дня в день он «висит на волоске»: уберут начальника – пиши пропало, придется топать на биржу труда!

Никакие перемены не страшны представителям среднего звена российского чиновничества: если сотрудник лоялен и предсказуем, как бы ни штормило наверху, свое место он не потеряет ни при каких обстоятельствах. Бюрократы – буфер между властью и обществом. И лично мне этих людей по-человечески жаль: от их убеждений и поступков не зависит ровным счетом ничего, каждый подобен крошечному винтику в огромном механизме, готовом уничтожить любого, кто осмелится ему противостоять.

Про тех же, кто занимает верхние строчки «табели о рангах», всё ясно без лишних комментариев. Расположившись волею судеб в кресле большого начальника, человек перестает спать ночами – потому что как никто другой знает: совершив ошибку, в считанные часы можно потерять очень многое и затем остаться не у дел.

Один за другим, будто следуя некой моде, в исполнительную власть приходят люди из бизнеса. Некоторые даже предлагают что-то новое и, вроде бы, путное. Но через полгода вдруг пишут заявление «по собственному желанию» (хотя все вокруг знают, что доброй волей там и не пахло), в лучшем случае – возвращаясь туда, откуда появились. Их сменяют новые лица, которые громко заявляют, что предшественники были плохи – и начинают с нуля, чтобы тут же уступить место следующим. Таких примеров сколько угодно, и наш регион вовсе не исключение!

Вот и выходит, что у больших начальников нет никакого будущего! Они вынуждены вертеться, стараясь выжать из ситуации максимум: здесь и сейчас, потому что завтра будет уже поздно! Так чего же мы от них хотим, если само государство создает условия для коррупции?!

К тому же в 90% случаев муниципального или государственного служащего нанимает на работу его непосредственный «шеф». Он приглашает тех, кого (по тем или иным причинам) желает видеть рядом с собой, часто – невзирая на компетенцию. И вправе отказать любому только потому, что человек якобы не вызывает у него доверия!

За последние полгода из администрации Тверской области уволилось много людей: одни уже нашли себе новое место работы, другие – всё еще продолжают стучаться в закрытые двери… Но остаться на Советской площади отчего-то никто из них не захотел! Если все они были настолько плохими специалистами, возникает закономерный вопрос: кто и зачем давал им работу? Все мы знаем, кто. И в этом – корень зла: на госслужбе, как в бизнесе, всё зависит исключительно от первого лица. Если такая ситуация всех устраивает, остается только признаться, что все мы – сотрудники частной компании под названием «Российская Федерация»…

Что такое современный российский Чиновник?

Тот, кто, занимая то или иное кресло, может создать проблему из ничего. В нужный момент он не возьмет телефонную трубку, потом неожиданно отправится в заграничный отпуск или командировку, а появившись на рабочем месте, затянет рассмотрение вашего вопроса, сославшись на мнение вышестоящего (недоступного вам) начальника. Т.е. максимально затянет дело – с тем, чтобы у каждого обратившегося было время почувствовать его значимость.

В российском законодательстве четко прописаны сроки рассмотрения обращений граждан к чиновникам. К примеру, для выдачи разрешения на строительство отводится один календарный месяц. В лучшем случае вы его получите через два месяца, но при этом бумага будет датирована задним числом, и всё будет выглядеть так, что сроки соблюдены.

И получатель долгожданного документа – от счастья, что ему наконец-то разрешили заниматься своим делом – вряд ли предъявит какие-либо претензии к чиновнику, а если предъявит, то следующего разрешения не получит никогда.

Еще одна характерная черта наших чиновников – повсеместная любовь к коллегиальной ответственности. Ведь у нас любой вопрос решается «комиссией», а не конкретным человеком, и под каждым документом должно стоять никак не меньше 28 подписей! На первый взгляд – неплохой антикоррупционный механизм. А на деле – безумный документооборот и схема, направленная на защиту нерадивого чиновника: его нельзя поймать за руку – в самом деле, не сажать же всех разом!

Больше всех на госслужбу мечтают устроиться те, у кого развалилось дело, или депутаты, проигравшие выборы. У экс-бизнесменов и отставных депутатов много знакомых чиновников, которые могут помочь с трудоустройством, и те действительно им помогают, т.к. считают их «своими».

Другая интересная категория бюджетных дармоедов – «советники», которыми в последнее время всё охотнее обзаводятся все крупные чины. Эти люди занимают штатные должности, получают неплохие зарплаты из бюджета и занимаются… неизвестно чем. По-видимому, дают советы. Если их (советов) на самом деле требуется так много, пора ставить вопрос о профпригодности тех, кому их дают! На самом же деле в большинстве случаев работать «советниками» приглашают граждан, которым попросту нужно «закрыть рот» (бывший мэр, бывший депутат и т.д.) или по блату трудоустроить (друг детства, родственник влиятельного человека, бывший партнер по бизнесу и т.д.). И с каждым годом их становится всё больше…

До тех пор, пока мелкий клерк и чиновник «среднего звена» на своем месте ничего не значат и не решают, пока они – лишь часть власти, которая спит и видит как завтра останется ни с чем, каждый будет думать исключительно о том, как успеть урвать побольше. Переломить ситуацию можно только одним способом – прописав в законах единые и прозрачные правила игры: как нанять служащего, как гарантировать ему будущее, за что можно его уволить и т.д.

Кто-то возразит: был бы человек, а статья найдется! Отчасти это так. В российском законодательстве даже есть положения о муниципальной и государственной службе, где, вроде бы, всё это четко прописано. Но почему-то уходят чиновники со службы исключительно «по собственному желанию»! И даже те, с кем подписаны срочные трудовые договоры, не знают, когда и по какому поводу им могут указать на дверь.

 Чтобы российский чиновник перестал быть воплощением коррупции и бюрократии, прежде всего нужно сделать его независимым профессионалом. Стране необходим класс специально обученных управленцев, существующих в рамках единой (формирующей корпус и отстаивающей интересы каждого) Системы! Именно так решается проблема во многих странах мира.

Расскажу, как это происходит в Индии. Любой гражданин, имеющий высшее образование, возрастом от 21 года до 30 лет, желающий работать в государственном или муниципальном секторе, имеет право пройти тестирование, которое в дальнейшем позволит ему претендовать на ту или иную должность. Экзамен проводится по всей стране раз в год, как российский ЕГЭ: по результатам каждому участнику присваивается сумма набранных баллов. И если на три вакансии претендуют 100 человек, «портфели» достаются тем, у кого выше оценка. А остальные будут ждать следующей вакансии, соблюдая «принцип старшинства» (нельзя занять какую-либо должность в обход того, кто сдавал экзамен одним или пятью годами раньше).

Так в государстве создается резерв управленческих кадров. При этом вновь пришедший к власти губернатор не вправе увольнять подчиненных в угоду личным интересам – ему придется соблюсти закон, регламентирующий этот вопрос до мелочей. В то же время, если что-то не устраивает самого чиновника, он может подать прошение о переводе в другое место (и тогда ему на смену придет тот, кому положено по очереди, а не кум, сват или брат, которого желает видеть рядом с собой начальник).

По сути, ровно то же самое происходит в российской армии, МВД и ФСБ, прокуратуре и налоговой службе: система сама выращивает себе кадры, внутри нее возможны движение и карьерный рост, она дает людям гарантии и уверенность в завтрашнем дне. И даже если человек провинился или по каким-то причинам перестал соответствовать занимаемой должности, его, пусть и с понижением, переведут в другое место, но не выбросят на улицу, если только он не коррупционер или вор, пойманный за руку! Можно сколько угодно ругать нашу полицию, но там хотя бы не назначают на должности родственников и знакомых!

Неуклюжие попытки воплотить эту идею «на гражданке», по отношению к чиновничеству, в новой истории России уже были. Достаточно вспомнить пресловутую «президентскую сотню». На мой взгляд, полная профанация: ведь до сих пор никто не знает, по каким критериям формировался этот странный список (к слову, я очень удивился, увидев там фамилии некоторых «представителей» Тверской области)!

Быть чиновником – по-настоящему престижно во многих странах. Люди держатся за эту работу и знают, что за коррупцию – будут наказаны, а за честный труд – вознаграждены карьерным ростом и повышением благосостояния. А у нас получается ровно наоборот: друг каким-то образом ухитрился стать мэром, пригласил меня поработать его заместителем, вместе мы кое-что успели, а потом вовремя уволились! И под эту дудку виноватыми становятся абсолютно все муниципальные и государственные служащие, без разбору.

Предположим, кого-то назначили на высокую должность: с кем ему работать, где взять толковых исполнителей? При той модели, о которой я написал выше, такой проблемы не существует в принципе. Кто бы ни был начальником, подчиненный лоялен не личности, а своему работодателю – стране. А у нас, как в СССР: есть партбилет – можешь быть чиновником, нет – до свидания!

Объясню, почему эта проблема так сильно волнует меня. Да просто потому, что в нашей стране чиновники меняются так часто, что уже невозможно работать! Нет четких правил игры: сегодня одно, а завтра – другое, послезавтра – третье… Но, если говорить начистоту, дело даже не в них, а в наших правителях, которые не умеют или не хотят создавать такие условия, при которых перестает процветать коррупция. Не знаю, почему, но мы построили «вертикаль власти», которая не в силах решить эту задачу!

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК