Культура

 
Культурная контрреволюция автор: Владимир Боярский

В стране подрастает поколение, которое не читает бумажных книг, не ходит на концерты живой классической и народной музыки, не заглядывает в театры, выставочные залы и музеи – оно живет какой-то своей, совершенно другой жизнью. В моем понимании – настоящая гуманитарная катастрофа: мы стремительно теряем то культурное общество, которым еще недавно все так гордились. И хуже всего дела обстоят здесь, в провинции, – благодаря нам самим.

 

Раз уж мы кормим чиновника, который отвечает за культуру: время от времени он должен подтверждать свое право осуществлять культурную политику Тверской области – не втиранием очков вышестоящему начальству, а своей исключительной необходимостью региону и его жителям!

 

В Тверской области существуют пять театров (по одному в Вышнем Волочке и Кимрах, три – в Твери). На этой ниве подвизаются очень уважаемые режиссеры и актеры, и у человека несведущего и далекого от местной культурной жизни вполне может сложиться впечатление, что везде играется серьезный и глубокий репертуар (ну как же – Островский, Толстой, Чехов!). На самом деле, пожалуй, за исключением последней постановки в ТЮЗе («Тартюф») и дипломной работы выпускника ГИТИСа Павла Сорокина на подмостках областного драмтеатра («Здравствуйте, я ваша тетя!»), говорить, что на наших сценах рождаются настоящие произведения театрального искусства, имеющие собственное лицо, значит сильно лукавить!

Там давно нет места для творческих экспериментов (традиционно предпочитая классику, никто не делает попыток хоть как-то ее актуализировать). Этот вид искусства существует как «вещь в себе», никак не реагируя и не переосмысливая то, что происходит вокруг. Нет даже намеков на критическое отношение к власти: я не сторонник грубой сатиры, но театр по определению должен хоть изредка говорить с людьми о том, что идет не так в государстве и обществе!

Актерские коллективы стареют, а молодежь по целому ряду причин (в том числе и в результате тех внутренних конфликтов, которые существуют в каждом театре) приходит в труппы очень неохотно. Никто не приглашает для постановок интересных режиссеров и известных актеров. А курирующие культурную сферу чиновники не считают нужным вмешиваться в процесс формирования репертуара – по-видимому, вполне удовлетворяясь сочными заголовками тверских афиш.

Результат деятельности какой угодно театральной труппы и ее руководителя может оцениваться лишь по двум критериям – качеству постановок и реакции публики. Если ваши актеры играют перед пустыми залами, значит, людям это попросту не интересно! Решить проблему может грамотный чиновник (поставив перед коллективами четкие творческие задачи) или руководитель театра (если он обладает способностями и достаточно амбициозен). Дело за малым: осталось лишь найти таких людей!

Во главе любого коллектива (будь то театр, филармония, музей) всегда стоит художественное руководство и администрация. И формул успеха, в общем-то, всего две: либо это стопроцентный тандем, либо всем и сразу занимается один человек. Только так может получиться настоящий Театр, который «выстрелит» при наличии любых актеров! Но такие люди – товар штучный, и поскольку никто у нас (и очень давно!) не занимается их поиском, в театральном деле происходит глубокий застой. Нет жизни, нет драматургов и режиссеров, которые могли бы создать нечто из ряда вон выходящее. Нет серьезных гастрольных туров и театральных фестивалей, которые могли бы всколыхнуть регион. А у вышневолоцкого и кимрского театров нет даже возможности показывать свои работы на «главной областной сцене» – зачем им к чему-то стремиться?

Отдельная тема – неадекватная зарплата актеров и режиссеров. Талантливая молодежь не может закрепиться в местных коллективах, потому что ей, банально, негде жить, и она никому не нужна. Что уж говорить о морально устаревшем и физически изношенном театральном оборудовании (замене света, звука и всего прочего)! 

Если посмотреть на проблемы музейщиков – история та же. Рыба, как известно, гниет с головы. Чтобы музеи окончательно не превратились в пыльные хранилища мертвых экспонатов, не потеряли последние связи с действительностью и зрителем, в них нужно вдохнуть новую жизнь. Они сумели объединиться и теперь представляют собой развитую сеть – это хорошо. Но в каком состоянии всё это хозяйство – известно. Трагедия в том, что никто не имеет ни возможностей, ни желания совершенствовать свои экспозиции – так, чтобы рассказывать посетителю свежую или знакомую историю на новый лад. И в результате – коллекции не интересны ни местной публике, ни приезжим. Понятно, что всё это требует постоянной финансовой поддержки из бюджета. Да и самим искусствоведам, реставраторам и историкам надоело жить впроголодь!

Найти талантливого директора для любого культурного учреждения совсем непросто. Их ищут по всему миру! Именно поэтому многие наши соотечественники, уехав за границу, не испытывают проблем с трудоустройством: мы еще не разучились воспитывать профессионалов. Они есть – нужно только разглядеть и дать им возможность творить!

С моей точки зрения, отдельный интерес представляет появление в Твери Марата Александровича Гельмана с его концепцией музейного и выставочного дела. Нужна ли нам эта революция? Безусловно. Могли мы сделать ее своими руками? Возможно. Но почему-то этого не произошло.

Да, нам предлагают осуществить настоящий переворот в местной культурной жизни и музейном сообществе. Да, речь идет о концентрации молодых творческих сил вокруг идей одного человека. И в то же время – о создании такого культурного и творческого пространства, в котором можно не просто работать, но и создавать то, чего раньше вообще не было! О другой жизни и интересных занятиях для множества людей, о совсем иной привлекательности территории! О новых возможностях для талантливых ребят, которым не посчастливилось родиться в Москве или Петербурге! И вот вам, пожалуйста: как можно популяризировать и сделать актуальным, казалось бы, замшелое музейное дело! Предлагал у нас кто-то подобное? Нет, всё это пришло извне, и случайно. А надо было искать! И раз уж мы кормим чиновника, который отвечает за культуру, с него и спрос: время от времени он должен подтверждать свое право осуществлять культурную политику региона – не втиранием очков вышестоящему начальству, а своей исключительной необходимостью региону и его жителям!

На стезе знакомства детей с культурным пространством лучше всех работает… Тверской цирк (в общем, тоже искусство, демонстрирующее эстетику совершенства человеческого тела и пропагандирующее бережное отношение к животным). Далее в рейтинге – театр кукол: особый мир, сильный творческий коллектив, который может собрать полный зал и на «взрослую» постановку. Завершает короткий список ТЮЗ, который, по моему мнению, предлагает малышам более простую пищу для размышлений. Достаточно ли этого, чтобы вырастить новое поколение культурных и образованных людей? Конечно, нет.

В регионе функционирует сеть кружков и школ, обучающих детей музыке и живописи. Я знаю о том, что в них происходит, «из первых уст»: эти учебные заведения много лет балансируют на грани выживания, находятся в чрезвычайно бедственном положении. Зарплата педагогов, погружающих наших с вами чад в азы искусства, попросту оскорбительна. И это происходит в то время, когда всем надо задумываться о расширении и совершенствовании этих видов деятельности!

Есть такое понятие – «городская среда»: человек, выросший в историческом центре Петербурга, очень быстро понимает, что он потерял, оказавшись в спальном районе какого-либо областного центра (все они одинаково серы!). Верхневолжье, как известно, богато историческими памятниками и культурным наследием. Но что со всем этим делать в современных реалиях, никто толком не знает.

Беда в том, что все, кто приходит нами руководить, – люди временные. Мне бы не хотелось, чтобы какой-нибудь чиновник сел в свое кресло на ближайшие сорок лет, но он как минимум должен быть гражданином своего города, испытывающим гордость и ответственность за то, чем назначен управлять! К примеру, было бы неплохо, если бы он знал, что Тверь нужно не только закатывать в асфальт, а после – мести и разгребать от снега, но и продумывать как единое культурное пространство, «от и до»: силами одного главного архитектора или группы людей – но, однозначно, не чиновника! Этот персонаж вообще не должен стоять во главе какого-либо угла: пусть соберет вокруг себя талантливых людей, выслушает их мнение и вместе с ними выработает генеральные идеи города (функционал, внешний вид, застройка, уборка и т.д.).

У нас, вроде бы, имеется несколько площадок для ведения диалогов с общественностью (Градостроительный совет, Коллегия по культуре при профильном комитете и т.д.). Я не открою секрет, если скажу, что на самом деле никто и никогда там ничего не обсуждает и не выслушивает. Все вопросы решаются чиновниками исключительно между собой! Когда назначили нынешнего руководителя департамента по делам культуры, кто-нибудь просил совета у профессионалов? Нет.

Если вы посмотрите на бюджеты некоторых местных культурных событий, то с удивлением обнаружите, что иной раз мы тратим на это суммы, сопоставимые со стоимостью гастролей Мадонны в Москве! Без всякого обсуждения и даже без полного представления о том, что же все-таки будет сделано, вдруг происходит выделение огромных денег непонятно на что и кому.

Приведу пример. Выступая в роли организатора двух крупных музыкальных событий, я удивляюсь, почему сумма, которую тратит областная казна на три концерта недавно зародившегося фестиваля «им. Мусоргского», в несколько раз больше той, что отводят на 12 концертов в рамках традиционного «Баховского» фестиваля? Так решил чиновник, не спросив никого. И это происходит повсеместно.

В 2011 году произошло серьезное сокращение бюджетов всех фестивалей, которые мы проводим (их около 10 значимых). Но это же праздник, предполагающий участие массового зрителя, со своими законами и правилами! И если денег мало, нужно просто правильно расставить приоритеты. По моему разумению, из казны вообще не должны финансироваться концерты и конкурсы популярной музыки. Во всём мире это вещи коммерческие, кассовые! А фестивали – театральные, классической, народной и джазовой музыки, бардовской песни – никогда себя не окупят, и, следовательно, должны получить бюджетную подпитку. Просто потому, что именно они (а не «попса») – наша гордость и часть визитной карточки региона. Это показатели культуры и то самое, что позволяет выгодно позиционироваться на мировой арене.

Если говорить об ассоциативном ряде, который возникает за пределами нашего региона при слове «Тверь», первое, что приходит людям на ум, – Михаил Круг и его «Владимирский централ». Видимо, Круг соответствует представлениям о культуре «главного по культуре» человека, который сегодня занимает это кресло!

Пришел к нам губернатором Дмитрий Зеленин со своим представлением о региональных культурных процессах (скажем прямо: все тверское ему было чуждо!) и сходу ухватился за «Нашествие» под девизом: «Такого у нас еще не было!». Не удивительно, что фестиваль надолго прописался в регионе – с такими связями и возможностями было бы странно, если бы этого не произошло! Выходит, мы сами не понимаем, чего на самом деле стоим! Пониженная самооценка, как известно, в разы хуже переоцененных возможностей.

Если новой губернаторской команде во главе с Андреем Шевелевым интересна и близка идея Ренессанса местной культуры, позволю себе высказать несколько идей, реализация которых могла бы помочь запустить этот процесс.

Я убежден, что серьезный разговор о возрождении нужно начинать с руководства отраслью. Управление культурными процессами должен взять на себя по-настоящему одаренный человек, способный воспринимать новое, изучать и сохранять то богатство, которое у нас есть, и (вместе с кругом единомышленников, заинтересованных в бережном отношении к культурным ценностям региона) идти дальше. Сегодня это место занимает обыкновенный, посредственный чиновник. А созданный им аппарат (что давно очевидно для всех) не в состоянии продуктивно руководить, или, если хотите, управлять культурой.

Главный вопрос, над которым должны беспрестанно ломать головы эти люди, – кто должен возглавлять творческий коллектив: директор-распорядитель, чиновник, творческий человек? Задачка непростая, требующая мудрого решения. Много лет назад, в советские времена, считалось, что это должен быть один человек, и на сегодня, как мне кажется, ничего лучше не придумано. В угоду каким-то чиновничьим играм или новым законам, которые пишутся непонятно кем и для кого (но уж точно не для улучшения ситуации в отрасли!), теперь говорят, что это неверно.

Уже несколько лет я возглавляю региональное отделение Всероссийского музыкального общества, объединяющего энтузиастов, способных продвигать идеи настоящей классической и народной музыки за пределы своего места проживания. Но местные чиновники от культуры считают людей, которые чем-то отличаются от их представления «о поведении работника культуры» в современном (а я считаю – чиновничьем!) обществе, неинтересными, если не сказать – опасными. Наше мнение никого не интересует, потому что мы можем произнести вслух нечто такое, что пойдет в разрез с мнением на этот счет чиновника.

К примеру, так.

Распустите областной департамент культуры в его нынешнем виде – это в разы упростит документооборот, и всем сразу станет легче работать! Всё равно свою главную функцию – разработку и осуществление культурной стратегии в регионе – он давно уже не выполняет. Никакой культурной политики в Тверской области не существует – есть только чиновничий аппарат, который весьма эффективно тормозит всякую творческую деятельность!

Для адекватных действий нужен вменяемый консультативный совет по культуре и искусству, куда могут войти по-настоящему значимые профессионалы, способные на конструктивный диалог с властью. Каждый – со своими идеями и готовностью их реализовать, невзирая на собственные амбиции. Это трудно, но осуществимо.

Укрепите областной Комитет по делам культуры знающим человеком, с глубоким пониманием текущих процессов и приоритетных направлений развития, способным мыслить и руководить креативно – не в угоду карьерным интересам, а на пользу культуре и людям, которые живут на этой земле.

И, наконец, перестаньте решать наши проблемы келейно – дайте сформулировать повестку дня самим деятелям культуры, общественности, профессиональным и творческим союзам! Не ради демократии как таковой, а ради конечного результата! Ради талантливых молодых людей, часть которых всё еще не покинула территорию Тверской области! 

<!--EndFragment-->
 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:

Складывается впечатление, что критиковать может каждый, и при этом этот каждый может показаться очень умным человеком. Но зачем, не имея достаточно полной точки зрения, так лезть на рожон?
Что касается политического аппарата, перечить вам нет смысла, тут ваше мнение ясно и полно изложено.
А что касается того, что лично вы говорите о театрах, то вы будто бы противоречите сами себе.
К примеру, вы говорите о том, что молодежь неохотно идет в театры. Но, видимо, вы не в курсе, что, например, при Театре Драмы города Твери существует Театральная студия под руководством народного артиста А.А. Чуйкова, и ребята в ней просто мечтают стать актерами, а руководство театра, кстати, идет им навстречу. Кому-то дают возможность участвовать в спектаклях, постановки студии разрешают играть на Малой сцене. Огромный конкурс существует при наборе на Тверской курс Высшего театрального училища имени Щепкина, потому что его возглавляют великолепные мастера, которые работают в традициях глубок...

Ника Калинина

09.12.2011

в традициях глубокого психологического театра.
Постановки актуализированы. А, исходя из того, что сказали вы, можно посчитать, что вам не хватает того "авангарда", каким ошибочно называют сегодня эротику и пошлость на сцене. В том и мастерство, чтобы привлечь зрителя недешевыми способами. Жаль, что вы так не думаете.
Молодежь интересуется театром. Я - представитель молодежи. И мне неинтересен фальшивый авангард.
И многие мои друзья тоже уважают работу такого театра, как Тверской академический театр драмы.
Судя по тому, что говорите обо всем этом вы, можно сложить впечатление, что вы не осведомлены о репертуаре и работе театров нашего города и области в полной мере, а также о фестивалях, которые проходили на тверской земле, скажем, в 2010-2011 годах.
Цирк - место для развлечений. Как жаль, что он отмечается вами, как одно из лучших культурных мест в городе.
Ведь если театры станут просто развлекать и потешать народ, то... зачем они нужны?

Ника Калинина

09.12.2011

Ваша точка зрения относительно театров города и области не особо компетентна - вот что я думаю.
Что касается мнения о чиновниках - не берусь судить. Сказала выше. Всего вам доброго.

Ника Калинина

09.12.2011

Не могу не добавить, что написала все это с уважением ко всем культурным заведениям и организациям города, в том числе, и к их руководителям. Только становится горько, если категорично говорят о культуре и искусстве.

Не написала вам этого раньше, потому что выключали интернет-соединение.

Ника Калинина

10.12.2011

Владимир Ефимович - молодец. Статья отличная и по существу.
В отличие от юных, неопытных и необразованных журналистов (имею ввиду Нику Калинину), Владимир Боярский умеет формулировать мысль и доносить до читателя своё мнение.
Уважаемая Ника, Ваши комментарии мы читали всем коллективом - смысла не поняли, но посмеялись от души!

Александр Егоров

01.03.2012

Оставить свой комментарий