Промышленность
Машиностроение: задачи, проблемы, решения |
автор: Василий Толоко |
Экономика Тверской области сильно диверсифицирована: в отличие от восточных регионов России наша область не имеет четко выраженной промышленной специфики. Тверская область – это эклектичное сочетание добывающей и легкой промышленности, деревообработки и машиностроения, химического производства и электроэнергетики. И все же в структуре нашей экономики именно машиностроительная отрасль является доминирующей, поскольку на ее долю приходится более трети ВРП.
Внешне благополучную отрасль терроризирует масса проблем: непрогнозируемый рост цен на энергоресурсы, сырье и комплектующие детали; изношенное состояние основных фондов; устаревшие технологии; запредельный уровень старения кадров и нехватка специалистов
Машиностроение неоднородно и включает в себя много подотраслей. Часть из них рентабельна, в других более сложная ситуация. В Тверской области успешны предприятия транспортного машиностроения и компании, производящие строительную технику: их включенность в производственную цепочку госкорпораций обеспечивает постоянный заказ.
Долгое время считалось, что заниматься машиностроением невыгодно в связи с долгосрочностью инвестиций в эту отрасль. Довольствовались китайской, европейской техникой и оборудованием. Потом порочность такого подхода стала очевидна, ведь без опережающего развития машиностроения невозможно обеспечить достойные темпы роста энергетики, транспорта, сельского хозяйства и социальной сферы. Поняв ошибку, напряглись – восстановили производство, более-менее стабилизировали внутренний рынок. Так, объем производства в машиностроении Тверской области только за последние три года увеличился в полтора раза. Тем не менее, какими бы ни были успехи в отрасли, они минимальны. Я считаю бравурное сопоставление нынешних достижений с предыдущими годами дурным тоном: по сравнению с динамикой развития отрасли в развитых странах это сравнения с показателями практически нулевой отметки.
Хорошие результаты сегодня демонстрируют лишь отдельные крупные предприятия области, но вагонзавод или «Пожтехника» – это еще не все машиностроение. Нашу экономику формируют не только мастодонты РЖД и «ГАЗ», но и несколько десятков предприятий, производящих сельхозтехнику, станки, машины для дорожного строительства и т.д. Их вклад я оцениваю ничуть не меньше, так как у этих производителей иные стартовые позиции, им приходится больше бороться за выживание.
В целом по отрасли рост производства нестабилен. Нужно принимать во внимание и общефедеральные тенденции, поскольку наш регион – часть единого экономического организма. Неприятный факт: в июне, впервые за полтора года, произошел спад производства в российском машиностроительном комплексе. Это связано с ослаблением инвестиционного и потребительского спроса, а также рядом других факторов. Отрасль капиталоемкая, требует серьезных инвестиционных вложений, поэтому в числе первых окажется под ударом мирового финансового кризиса, который затронул и российский рынок. Машиностроительное производство зависит от «длинных денег», а банки сегодня стремятся отказаться от долгосрочных кредитных программ. В этой связи многое зависит от намерений наших ведущих партнеров – Сбербанка и ВТБ – относительно перспектив сотрудничества с предприятиями машиностроения. Администрация готова вести с ними переговоры по этому поводу.
Недавно на встрече с руководителями машиностроительных предприятий мы обсуждали проблематику и перспективы развития отрасли. Эта тема неоднократно поднималась и «Точкой роста». Внешне благополучную отрасль терроризирует масса проблем: непрогнозируемый рост цен на энергоресурсы, сырье и комплектующие детали; изношенное состояние основных фондов; устаревшие технологии; запредельный уровень старения кадров и нехватка специалистов. Для многих подотраслей характерна нестабильность в сохранении старых и завоевании новых рынков сбыта. Сегодня продукция машиностроительной отрасли, за редким исключением, не соответствует международным стандартам. Это не вина машиностроителей, а их беда. Поэтому ключевые задачи в повестке сегодняшнего дня – это производство конкурентоспособной продукции и повышение производительности труда.
Сложившаяся ситуация должна решаться на двух уровнях – федеральном и региональном. На федеральном уровне решаются наиболее болезненные вопросы – таможенного и налогового регулирования. Региональная власть берет на себя обязательства по разработке «местных» инструментов поддержки отрасли – различного рода субсидирования за счет средств областного бюджета, в том числе кредитов, компенсации лизинговых платежей, а также совместных программ обеспечения строительства жилья для работников отрасли. Последние меры помогут привлечь в отрасль молодых высококвалифицированных специалистов.
Нам необходимо поддерживать производства внутреннего регионального рынка. Сегодня мы оказываем поддержку крупным инвесторам, готовым вложить в нашу экономику не менее 150 миллионов рублей. Безотносительно к тому – «свои» это предприятия или пришли «со стороны». Недавно администрацией области был принят порядок субсидирования 4% налога на прибыль, налога на имущество. Преимущественная ставка на «сильных» не случайна: именно их работа обеспечит серьезные налоговые отчисления в региональный бюджет в ближайшем будущем, именно эти предприятия создадут 40 тысяч новых рабочих мест. Сегодня более половины доходов бюджета уходит на социальные нужды: мы должны повышать зарплату бюджетникам, улучшать качество здравоохранения и образования, залатать дыры в ЖКХ, строить и ремонтировать дороги. Чтобы равноценно поддерживать менее крупные предприятия, нужно наращивать доходную базу бюджета.
Другая проблема связана с тем, что сегодня машиностроители испытывают трудности при получении «длинных» инвестиционных денег. Производственные технологии совершенствуются за счет привлеченных денег. У нас собственные средства предприятий составляют порядка 80% от объема инвестиций. В развитых странах соотношение обратное – на заемные средства приходится 70–80% инвестиций. И здесь государство готово подставить плечо. Во-первых, нужно совместно с производственниками и банками разработать проект создания совместных кредитных продуктов для предприятий машиностроительной отрасли. Во-вторых, областной бюджет уже сейчас предоставляет 50% субсидию на погашение процентной ставки по кредитам для предприятий. В-третьих, скоро заработает механизм компенсации затрат на подключение к энергосетям и водоснабжению для малого бизнеса. В-четвертых, нужны программы по стимулированию лизинговых инвестиций на уровне регионального бюджета. Целесообразно рассмотреть варианты снижения финансовой нагрузки на предприятия, которые модернизируют производство с помощью лизинга. До конца этого года эти инструменты должны быть предусмотрены в долгосрочной целевой программе поддержки машиностроительной отрасли на 2010–2012 годы.
Тем не менее, предприятиям нужно пытаться стоять на собственных ногах, а не опираться на государственный костыль. По моему убеждению, самый высокий барьер в бизнесе – отнюдь не административный, а инертность менеджмента. Времена, когда госбюджет выделял деньги в надежде на отдачу в долгосрочной перспективе, давно прошли. Сегодня все государственные целевые программы реализуются только на условиях софинансирования. Это мера принудительной мобилизации ресурсов промышленности – верный стратегический ход правительства. В новых экономических условиях нужно забыть о потребительской риторике и предлагать государству партнерские программы сотрудничества.
Еще одна тема – дисбаланс на рынке труда. Я убежден, что решение этой проблемы нужно снимать с «ручного управления» и создавать систему. И это, в первую очередь, задача департамента образования. Профессиональное образование должно «убивать трех зайцев» – удовлетворять количественный запрос реального сектора экономики на специалистов, обеспечить качество подготовки этих специалистов и готовить кадры с учетом текущих потребностей конкретных отраслей, не допуская диспропорции. Для решения этих задач нужна модернизация системы профобразования. Этот проект уже разработан, и реформа начнется в следующем году. Я убежден, что региональный кадровый ресурс нужно формировать только при непосредственном участии конечного потребителя в заказе, т.е. самих промышленных предприятий.
Другой аспект проблемы связан с обеспечением социальных условий для нового поколения работников производственной сферы, которых мы должны выращивать для себя, а не Московской области. Нужна социальная инфраструктура – жилье, детские сады и школы, центры досуга и культуры, в противном случае мы опять вложим бюджетные деньги в образование будущих москвичей и питерцев. Машиностроители предлагают администрации области рассмотреть программу паритетного финансирования строительства жилья для работников отрасли. Это здравая идея, однако, с моей точки зрения, целесообразна иная пропорция софинансирования. Сегодня мы готовы обсуждать субсидирование в размере 15% первого взноса по ипотечному кредиту. Дополнительные 15% оплатит предприятие, оставшаяся сумма – это ипотека, которая будет погашаться собственником жилья. Другое предложение машиностроителей – передачу дошкольных образовательных учреждений предприятиям – считаю преждевременной. Непрофильные активы, сброшенные в 90–е годы с баланса предприятий (детсады, лагеря отдыха), теперь являются собственностью муниципальных образований. Обеспечивать внеочередные места в детских садах для работников машиностроительной отрасли в принципе невозможно, поскольку это ущемит права других жителей области. Действительно, детских садов в области катастрофически не хватает, их нужно строить. Единственное решение в данном случае – это компромиссное соучастие государства и бизнеса в реанимации системы дошкольного образования. В будущем году в областном бюджете предусмотрены средства на строительство 10 новых детских садов в районах области и 2–х в Твери. Предприятиям необходимо задуматься о строительстве новых объектов – по современным стандартам, отвечающим сегодняшним техническим и образовательным требованиям.
Все отраслевые проблемы, безусловно, взаимоувязаны. Существует прямая зависимость между ростом производительности труда и модернизацией технической базы. Однако мне представляется, что сегодня формула производственного успеха несколько утрируется. Ведь любые технологические инновации не формируют долгосрочных преимуществ просто потому, что они доступны и конкурентам. Важно принимать во внимание третью составляющую – эффективный менеджмент производства, позволяющий за счет совершенствования процессов использовать с другим уровнем эффективности имеющийся у отрасли потенциал.